Russian Belarusian English

Вакцинация ЛЖВ от COVID-19

Люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), должны быть обязательно вакцинированы от COVID-19. Почему это так?

ЛЖВ относятся к группе риска, в которой вероятность госпитализации, попадания в реанимацию и смерти от COVID-19 больше, чем для населения в целом. Этот риск не одинаков у всех ЛЖВ, но подсчитать его у каждого отдельного человека невозможно.

Он особенно высок у тех, кто не принимает антиретровирусную терапию (АРТ), даже если имеет высокие CD4. В организме таких людей все время идет воспалительная реакция, напоминающая то, что происходит при тяжелой коронавирусной инфекции, но во много раз меньше. Это как тлеющие угли, заражение COVID-19 работает как струя бензина. В результате разгорается пожар, который называют «цитокиновый шторм». Если же у человека, не принимающего АРТ, количество клеток CD4 ниже 200, то заражение COVID-19 может совпасть с развитием тяжелых осложнений ВИЧ-инфекции – пневмоцистной пневмонией, туберкулезом, криптококковым менингитом и другими. В этой ситуации поставить правильный диагноз и назначить успешное лечение будет крайне сложно.

Всем известны традиционные факторы риска тяжелого течения коронавирусной инфекции – сахарный диабет, существенный избыточный вес, болезни сердечно-сосудистой системы, возраст старше 60 лет. Любое из этих состояний может быть присуще человеку, живущему с ВИЧ и получающему эффективную АРТ

Исследования, к сожалению, не подтвердили гипотезу о том, что некоторые лекарства от ВИЧ обладают противовирусной активностью в отношении COVID-19 — ни алувия, ни тенофовир, ни какие другие.

Чего мы хотим от вакцины?

Отсутствия вреда для здоровья и защиты от инфекции.

Вред для здоровья от использования современных вакцин крайне редок и вероятность наступления тяжелых побочных эффектов меньше вероятности стать жертвой ДТП или утонуть, тем более вероятности умереть от той самой инфекции. Временные неприятности в виде боли в месте инъекции, общего недомогания говорят о том, что вы точно вакцинированы, а не получили полмиллилитра стерильной воды.

Опасаться стоит только тем, у кого в прошлом были реакции на лекарства или продукты в виде сыпи, отека слизистых или шока. Перед вакцинацией таким людям необходимо посоветоваться с врачом аллергологом или специалистом по иммунопрофилактике.

Защита от инфекции зависит от того, до какой степени компонент вакцины, на который мы вырабатываем иммунитет, похож на тот микроб, которым мы можем быть заражены. Микробы, в особенности вирусы, к сожалению, могут меняться. Новые варианты короновируса уже отличаются от того в отношении которого создавались используемые сейчас вакцины, но они все еще эффективны.

Что означает эффективность вакцины? Она может быть измерена по-разному. Самая высокая цель — не заболеть вообще, чуть хуже — болеть, но очень легко. Это не очень хорошо, потому что вирус, хоть и в существенно меньшей степени будет продолжать передаваться другим людям. Вакцинированные могут иногда даже тяжело болеть, но эффективность вакцины измеряется тем, как часто они погибают. Ответ — в десятки и сотни раз реже.

Эффективность вакцины зависит также от того, в чей организм ее вводят. Люди со сниженным иммунитетом из-за возраста, специального лечения или другого иммунодефицита, включая ВИЧ-инфекцию, могут формировать более слабую защиту или не сформировать ее вообще. В отношении таких людей по мере накопления опыта использования вакцины создают специальные режимы вакцинации — дополнительные инъекции, двойные дозы и т.п. В настоящее время людям с иммунодефицитом рекомендуют повторную вакцинацию через 8 и более месяцев после первой.

Можно ли сделать прогноз, как человек ответит на вакцину? Однозначно — нет. Мы можем даже попытаться померять количество антител. Но это не даст нам ответ, случиться ли заболевание, и как оно будет протекать. Иммунный ответ на вирусную инфекцию — это не только антитела, но и целый каскад клеточных реакций, которые могут быть запущены даже низким количеством антител. Поэтому надо вакцинировать людей с иммунодефицитом, не претендуя на полную защиту от заболевания, но надеясь на защиту от тяжелой формы болезни и гибели от нее. Большинство ЛЖВ, получающих АРТ с неопределяемой вирусной нагрузкой, формируют достаточный иммунитет от коронавирусной инфекции в результате вакцинации.

по этой ссылке — страница сайта ВОЗ — популярно о разных видах вакцин

https://www.who.int/ru/news-room/feature-stories/detail/the-race-for-a-covid-19-vaccine-explained

Спутник V и Синофарм

Существует давнишняя рекомендация о том, что ЛЖВ не должны прививаться «живыми», в том числе ослабленными вакцинами. Но не одна вакцина от COVID-19, применяемая в мире, не относится к этой категории. В нашей стране используют китайскую вакцину «Синофарм» на основе полностью убитого вируса — цельновирионную. https://www.who.int/ru/news-room/feature-stories/detail/the-sinopharm-covid-19-vaccine-what-you-need-to-know . Эту вакцину в мае 2021 года рекомендовала группа экспертов ВОЗ https://www.who.int/ru/news/item/07-05-2021-who-lists-additional-covid-19-vaccine-for-emergency-use-and-issues-interim-policy-recommendations

Она очень легко переносится, но менее эффективна в отношении развития заболевания, чем РНК-овые и векторные вакцины, включая российский Спутник V.

Векторные вакцины от коронавируса состоят из аденовируса, который несет на себе часть коронавируса. Знакомство иммунной системы человека с этой частью позволит потом обезвреживать коронавирус. Спутник V использует «человеческие» аденовирусы (26 для первой дозы и 5 — для второй), а используемая на Западе вакцина Оксфорд/Астра Зенека аденовирус обезьян. Технология аденовирусных векторных вакцин получила толчок для развития в 2014 году в результате поиска вакцины во время смертоносной эпидемии лихорадки Эбола.

Недоверие к российской вакцине Спутник V у нашего населения связано со многими субъективными причинами; зарубежные регуляторы не могут дать заключение об ее эффективности и безопасности из-за недостатка качественных результатов исследований. Но стоит вспомнить, что почти все вакцинации, которые получили в своей жизни граждане старше 30 лет в нашей стране, были сделаны препаратами российского производства. Тех, кто младше, от некоторых заболеваний вакцинировали препаратами, произведенными в других странах, наряду с вакцинами, произведенными в Российской Федерации.
В последние месяцы появляются результаты исследований эффективности вакцины Спутник V, которые проводились в странах, закупивших ее в больших количествах. У этой вакцины есть много привлекательных качеств: она относительно дешевая, не требует для своего хранения очень низких температур, никто не сообщал о серии каких-то специфических тяжелых побочных эффектов от ее использования. В отношении коронавируса, вызвавшего первые две волны эпидемии ее эффективность в отношении развития заболевания составляла до 97%.
В отношении «индийского штамма» или правильнее сказать дельта варианта коронавируса, который сейчас вызывает новую волну эпидемии в мире, все современные вакцины показывают более низкую эффективность. Лучше всего работают РНК-овые вакцины (которые не доступны в нашей стране), за ними идут векторные, затем цельновирионные. Но все они в значительной степени все еще защищают от тяжелого заболевания, требующего госпитализации, — РНК-овые в 75-80%.

Вакцины и дельта вариант COVID-19

Вирус будет уходить от иммунитета переболевших и привитых. И это не потому, что он такой умный. И не из-за вакцин, как говорят антиваксеры. Это обычная эволюционная история. Если вирус не погибает, попав в организм человека или животного, то он размножается и передается с той степенью активности, которая ему присуща. Чем больше восприимчивых к нему организмов, тем большее число их он поражает. На нынешнем витке эволюции наших знаний и технологий, здесь и сейчас в 2021 году, у нас есть защита в виде вакцины, пусть и неидеальной, но работающей в большинстве случаев.

Небольшое исследование (366 человек) в Гуанчжоу (Китай) показывает эффективность инактивированной вакцины (аналогичной Синофарм) — 59% от развития заболевания вообще и 70% от заболевания умеренной тяжести, в этом исследовании никто из привитых участников не заболел тяжелой формой заболевания Efficacy of inactivated SARS-CoV-2 vaccines against the Delta variant infection in Guangzhou: A test-negative case-control real-world study

В британском исследовании мРНК-овая вакцина (Пфайзер-Биотех) показала эффективность в отношении развития заболевания 88%, а аденовирусная вакцина Астра Зенека — 67%

Оптимистичные результаты были получены в Санкт-Петербурге, где анализировалось, как часто вакцинированные направлялись на госпитализацию двумя крупными сортировочными центрами. В этом городе было принято решение направлять всех пациентов с предполагаемой коронавирусной инфекцией не сразу в стационар, а сначала в один из двух сортировочных центров, где диагноз подтверждается или исключается, и пациентов обследуют на предмет тяжести поражения легких. Это уменьшает нагрузку на другие больницы и уменьшает риск заражения в их приемных покоях для пациентов, которые должны лечиться не от COVID-19. Так вот в этом исследовании из почти 14 тысяч пациентов с коронавирусной инфекцией, попавших в сортировочный центр, 9% были полностью привиты Спутник V. Из тех, кто был привит только 3,6% были направлены в больницы для госпитализации. Таким образом вакцина Спутник V показала эффективность в отношении госпитализации 81%. Vaccine Effectiveness against Referral to Hospital and Severe Lung Injury Associated with COVID-19: A Population-Based Case-Control Study in St. Petersburg, Russia

Исследование одного из центров показывают, что повторные случаи заражения чаще у лиц 20-39 лет, чаще не требуют госпитализации и сопровождаются выделением существенно меньшего количества вируса, который еще и не состоянии вырасти на культуре клеток или продемонстрировать цитопатический эффект — то есть, риск заражения при контакте с такими людьми экстремально низкий. Low infectious risk of re-positive COVID-19 patients: a single-center study

Хорошая новость в том, что уже проходят клинические испытания вакцин, которые будут более универсальными, то есть будут создавать иммунитет по отношению к менее изменчивым участкам вируса. Но чтобы в будущем воспользоваться плодами прогресса надо прививаться здесь и сейчас. Те, кто не принимали АРТ в ожидании идеального лекарства и в надежде, что СПИД — это не про них, в большинстве уже не смогут нам рассказать, что ими двигало.

Рассуждения о чипировании и внедрении в наш организм чужеродных веществ, как и о богатеющей фармакологической индустрии не стоят обсуждения. Чужеродные вещества в наш организм и без вакцин попадают каждый день; и было бы прекрасно, если бы богатели только представители индустрии, создающей вакцины и лекарства, а не оружие и наркотики. «Чипирование» и «проживу, сколько Богом положено» я обсуждать не стану.

Стоит коснуться вопроса вакцинации тех, кто уже переболел COVID-19.

Коронавирусная инфекция всегда была частью нашей жизни. До появления в начале 21 века опасных типов было всего четыре типа коронавируса, но насморк и кашель они могли у нас вызывать чуть ли не каждый год. Это потому, что иммунная система, к сожалению, довольно быстро забывает опыт встречи с коронавирусом. Но, как показывают исследования, слабеющий иммунитет можно «взбодрить» и «закрепить». Переболевшим стоит вакцинироваться не позднее 6 месяцев после перенесённого заболевания. Причем, чем легче было течение, тем быстрее надо прививаться. Как надолго хватает «закрепляющего» эффекта вакцинации, ответ пока нет.

Те, кто отказываются от вакцинации, чаще всего говорят о неизвестных последствиях от вакцины в будущем. Действительно время использования вакцин относительно не велико. Зато мы можем проанализировать, как чувствуют себя переболевшие COVID-19. Если отвлечься от фатального исхода, то следует знать, что даже относительно нетяжёлое заболевание оставляет последствия. Китайские ученые проанализировали последствия болезни через год после выписки у почти 1300 пациентов (средний возраст 59 лет, 53% — мужчины) самой первой волны эпидемии. Через 12 месяцев 12% тех, кто работал до заболевания, так и не смогли вернуться на свое рабочее место по состоянию здоровья. Чаще всего причиной была сильное чувство усталости и мышечной слабости, которые уменьшались со временем у половины тех, кто их испытывал. А вот частота одышки и депрессии так и не снизилась через 6 и 12 месяцев, и наблюдалась у 25-30% выживших. У переживших тяжелую форму заболевания функция легких практически не улучшилась через год после выписки из больницы.
Берегите себя и своих близких! Носите маски, не посещайте места скопления людей без крайней необходимости.

Прививайтесь и не болейте!